Психофизиология поведения, общения собак и методика их дрессировки.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Психофизиология поведения, общения собак и методика их дрессировки


В некоторых руководствах и статьях, где излагаются вопросы общей дрессировки собак, авторами допускается неточное, упрощенное изложение отдельных общепринятых в научной литературе (зоопсихология, психофизиология поведения животных и др.) понятий. Это затрудняет правильное их восприятие иногда даже специалистами, не говоря, уже о любителях собак, только начинающих постигать азы дрессировки животных.

Плюрализм мнений по методике дрессировки необходим, но каждое из них должно иметь научное обоснование и тогда будет полезным для дела. Чаще всего смешивают такие два разных понятия как "прием" и "навык", подменяя, как правило, понятие "навык" словом "прием", что затрудняет понимание смыслового содержания фраз.

Для примера обратимся к статье В.Ф.Марова (Клуб служебного собаководства. М.: ДОСААФ, 1988. С. 6 14), в целом очень интересной, содержательной и полезной, написанной опытным специалистом-дрессировщиком странице 7 читаем: "На первых занятиях команды подаются голосом, затем голосом и жестом, постепенно переходя лишь на жест". Однако известно, что сигналом (условным) для собаки может использоваться команда, жест рукой. Жест рукой может подкрепляться командой (рефлекс 2-го порядка), когда навык на команду уже выработан.

В отдельных случаях условным сигналом может быть команда и жест, подаваемые одновременно. Далее читаем такую фразу: "...можно приступать к отработке приемов выполнения команд "Сидеть", "Гуляй" и "Ко мне". Здесь тоже есть о чем поспорить с автором. Выработать у собаки одновременно три разных навыка на одном занятии неприемлемо, так как противоречит закономерностям формирования условных рефлексов. Конечно, можно объединить все эти навыки в комплексный единый стереотип, однако это лучше сделать в том случае, когда они будут выработаны в полном объеме каждый в отдельности. Но для этого потребуется врем и конкретная работа на ряде занятий.

Подобные примеры подмены понятий встречаются у автора на протяжении всей статьи.

Вызывает сомнение и такая рекомендация: "Каждое занятие необходимо начинать с повторения всех ранее отработанных приемов, а заканчивать каждое занятие развитием злобы у собак". И здесь речь идет о навыках, но автор называет их приемами. Тот кто знаком с закономерностями формирования навыка у животного, заметит, что подобная рекомендация полностью исключает учет индивидуальности поведения и характера проявления рефлексов у каждой собаки в отдельности. Развитие злобы у всех собак на каждом занятии, да еще после упражнений по всем вырабатываемым навыкам отрицательно скажется на их упрочении и на характере и степени формирования агрессивной реакции. Видимо, автор не только полагает, что собака обязательно поймет и выполнит любое желание дрессировщика или его требование, но и искренне считает: все, что нужно для хозяина, несомненно необходимо, доступно, понятно и приятно его собаке; она способна усвоить чуть ли не все навыки на одном занятии, чего, кстати, не Сможет даже человек. Кроме того, надо учесть и то обстоятельство, что в отличие от человека животным присуще только непреднамеренное запоминание. Очень верно подмечает Е. Н. Мычко (Клуб служебного собаководства. Выпуск 1988 г. С. 91 - 92), что собака не является простеньким механизмом, управлять которым можно, нажимая на кнопочки поощрения и наказания. Поведение собаки, его механизмы весьма сложны, многообразны и обусловлены многими особенностями.

Поэтому глубоко ошибочно мнение, что ответы (навыки) животного связаны только с односторонним воздействием внешних раздражителей (действия дрессировщика, обстановки и др.) на органы чувств собаки. Преодолению такого взгляда служит учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Высшая нервная (психическая) деятельность сочетает в себе физиологические и психические моменты отражательной деятельности мозга в их тесной взаимосвязи и обусловленности. Условный рефлекс есть элементарное психическое явление, оно же в основе своей и физиологическое. Условные рефлексы есть приобретенные реакции (навыки) организма на сигнальные раздражители. При дрессировке - на воздействие дрессировщика и обстановки, в которой находится животное. Однако на ответные действия собаки влияют не только свойства применяемых раздражителей, но и значимость этих раздражителей для животного, для его потребностей а этот момент; и опыт животного, позволяющий ему "учитывать" результат прошлых действий, а также от состояния организма в целом и высших отделов мозга (доминанты) - преднастроенности организма к восприятию внешних воздействий и исходящих от дрессировщика,

Приспособление животного - это решение задачи мозгом, осуществляемое методом проб и ошибок (суть мышления животного) и состоящее в отборе приспособительных реакций, которые способствуют достижению цели. Остальные отсеиваются,

Собака, накапливая в памяти образы окружающей среды, схватывая важные для жизни соотношения между объектами во времени и пространстве, формирует в своем мозгу конкретно-наглядные чувственные ориентиры для последующего поведения.

Внешние раздражители и внутреннее состояние организма постоянно взаимодействуют и это очень важно учитывать при работе с животным.

На собаку человек нередко переносит собственные свои духовные качества, например сознание, приписывает ей способности, которыми она в действительности не обладает и на этой основе предъявляет часто непосильные требования к ней.

Собака, естественно, не может справиться с ними и за это получает наказания от хозяина. Возникают многие нежелательные рефлексы и, в частности, собака начинает бояться такого дрессировщика, убегает от него и т. п. Все это нарушает взаимодействие с собакой и затрудняет ее дрессировку, так как страх подавляет активность в работе, любопытство. Любовь к животному рождает наблюдательность и взаимопонимание, обеспечивает успех дрессировки.

Взаимоотношения человека с собакой носят, конечно, двойственный характер. С одной стороны, собака является обычным объектом нашего познания, мы можем ее дрессировать, применять для работы. С другой мы относимся к собаке как к субъекту, приписывая ей в известной мере некоторые человеческие черты характера и способности, то есть одухотворяем ее, что позволяет лучше понимать животное, общаться с ним, устанавливать контакт. С помощью мимики, жестов, звуковых (слова-команды и др.), интонации, запаховых и прочих сигналов, постоянно стереотипно повторяющихся при общении с собакой изо дня в день, согласовываем различные движения и сложные действия и таким образом управляем ее поведением, общаемся и формируем прочное взаимодействие (контакт). Это общение обеспечивается психологически тем, что собака обладает рядом природных качеств, сходных с человеческими, такими, например, как эмоциональность, способность выражать свои переживания определенными действиями, звуками, игрой и лаской к хозяину, злобой к врагу, мимикой и т. п., реагируя на взаимозависимые инициативы хозяина, подчиняясь его требованиям. Человек чувствует, наблюдает, как собака отвечает на его любовь: привязанностью, преданностью, собственной любовью к нему. Все это и дает нам основание говорить о "дружбе" человека с собакой, о ее способности понимать своего хозяина, его настроение, сочувствовать ему, сострадать, а подчас и об особой надежности, верности, преданности. Этому есть немало примеров.

Контакты человека с животными и, в частности, с собакой, важны и благотворны. Общение с "братьями меньшими" считается даже своеобразной терапией, способной снимать стрессы, излечивать от некоторых психических и сердечно-сосудистых заболеваний, сглаживать одиночество и нередко продлевать жизнь.

В декабре 1988 года в СССР создано Всесоюзное общество защиты животных, цель которого - воспитание гуманного отношения к животным, поддержание нравственных принципов в сфере общения человека с другими живыми существами, чувство сострадания ко всему живому.

Отношение к собакам должно быть бережным и заботливым. Собака делит всех людей на хозяев и посторонних (врагов). Следы памяти имеют рефлекторную природу. Память хранит сложные следы-образы. Собака способна распознавать образы окружающего предметного мира. Условный рефлекс (навык) может прочно угаснуть, а след памяти - энграмма, лежащая в его основе, - при этом сохраняется надолго, что облегчает выработку того же условного рефлекса при повторном новом воздействии на организм тех же условий. Собака может узнать прежнего своего хозяина через несколько лет разлуки с ним. Конкретное мышление собаки вырастает из условных рефлексов, но, однако, имеет превосходство над ними.

Тем не менее, следует при сопоставлении поведения собаки и человека учитывать качественные особенности человеческой психики, обусловленные трудом, членораздельной речью, общественной жизнью, сознанием. Но бесспорно и то, что в психике высших животных имеются биологические предпосылки, истоки мышления. Высшим животным свойственны не только ощущения и восприятия, но и представления, которые являются следствием запечатленного конкретного образа. Хорошо известны такие феномены высшей нервной (психической) деятельности собак, как эмоции, зачатки мыслительной (экстраполирующей, обобщающей, элементарно-рассудочной) способности. Собака способна определять направление дальнейшего перемещения значимого для нее в данный момент раздражителя, движущегося по прямой линии, а затем исчезающего из ее поля зрения, то есть проявлять экстраполяцию, предвидение предстоящих изменений в передвижении раздражителя.

Современный человек знает, что антропоморфизаци (очеловечение) собаки есть иллюзия, что ее сходство с психикой человека имеет свои границы. И все же явления антропоморфизма мы наблюдаем широко в нашей жизни.

Языком жестов и мимики часто с большим успехом люди пользуются в общении с животными. Искусство, создаваемое для детей, сказки, басни, кинофильмы и т. п., в которых животные и даже вещи участвуют как полноправные партнеры людей - выражают черты детского сознания. Взрослые люди хорошо знают, что вещи являются объектами, а не субъектами, что они мертвые, а не живые, пассивные, а не активные, что с ними нельзя общаться, как с людьми и даже как с животными. Тем не менее, такого рода общение с иллюзорными субъектами повседневно осуществляется каждым из нас, выражая нашу потребность в максимальном расширении сферы общения. Строго говоря, общение есть межсубъективное взаимодействие.

Следует отметить, что внутривидовое общение - решающее условие выживания любого вида животных. Общение для субъекта не что иное, как специфический акт поведения.

Все, что становится объектом, теряет свою неповторимость, приравниваясь к другим подобным объектам. Что же касается субъекта, то в силу своей уникальности, неповторимости он требует индивидуального к себе подхода. Таким образом, хотя собака и обладает субъективностью только в зачаточной форме, она может стать партнером человека в процессе общения. Эта предпосылка обусловливает необходимость осуществлять индивидуальный подход к ней. Собака ведет себя так, как повелевает природа (инстинкты), выработанные привычки (навыки), стереотипы и элементарна рассудочная деятельность, которая проявляется при неожиданных изменениях во внешней среде, когда инстинкты не помогают. Ум животных проявляется прежде всего в необычной для них ситуации. Мозг воспринимает и оценивает новую информацию, чем обеспечивает целесообразные ответные действия. При этом животное использует опыт, приобретенный в других жизненных ситуациях. Мозг и сопряженная с ним рассудочная деятельность обеспечивают наилучшее приспособление организма животного к изменениям окружающей среды. И только зная, в чем данное животное нуждается (потребности), на что оно способно, зная индивидуальные особенности его образа жизни и поведения, человек действительно сможет достигнуть полного и желательного взаимопонимания и взаимодействия с ним, творчески влиять и изменять его поведение в нужном направлении, извлекая необходимую пользу для себя при бережном отношении к животному.

Для более полного уяснения сущности дрессировки собак возникает необходимость дать для любителей животных краткую характеристику таких понятий, как навык, прием, метод, подкрепление. Дрессировщик, ставя перед собой цель выработать тот или иной навык у собаки, должен подобрать все возможные индивидуальные методические приемы воздействия на нее, чтобы достигнуть конечного результата. Совокупность приемов, которыми дрессировщик вырабатывает у собаки навыки, и составляет метод дрессировки.

Навык - сложный рефлекторный акт, набор действий (их комбинация), возникающих в результате нескольких рефлексов. Например, согласованное движение всех конечностей при ходьбе, подноска предметов, принятие собакой различных поз тела и т. п. Навык - это динамический стереотип.

В понятие "прием" всегда включаются действия дрессировщика, направленные на собаку с целью формирования у нее нужного навыка. Один и тот же навык можно выработать у животного разными методами (вкусопоощрительным, механическим, контрастным, подражательным и др.). Специалисты знают, что один и тот же навык, выработанный на команду, в последующем вырабатывается на жест и для этого применяются другие приемы. Таким образом, прием - это воздействия дрессировщика на собаку, в ответ на которые у нее формируется навык.

Подкрепление - это действие второго по порядку раздражителя, оно следует сразу за первым (условным) раздражителем (командой, жестом и др.) и придает условному раздражителю соответствующее сигнальное значение, практическую полезность в зависимости от того, какое событие последует (нажим рукой, рывок поводком, удар прутом и т. п.) за действием условного сигнала. Например, навык садиться на команду "Сидеть" есть оборонительный условный рефлекс. Дрессировщик подав команду "Сидеть", сразу же нажимает рукой на поясницу собаки, она ощущает боль (отрицательные эмоции) и, обороняясь, уклоняется от нажима, принимая нужную позу и тем самым избегает или уменьшает болезненные ощущения (реакция избегания). Это закрепляется в памяти животного.

Повторение таких упражнений делает команду "Сидеть" сигналом болевых ощущений, для избежания которых собака своевременно садится (реакция избегания). Выполнение команды затем дополнительно может подкрепляться лакомством, что сопровождается положительными эмоциями. В данном примере подкрепление удовлетворяет потребность собаки в пище и позволяет ей избежать боли. Таким образом, подкрепление дает возможность (вероятность) удовлетворения какой-либо потребности. При этом активизируются центры положительных эмоций ("центры награды") или устраняются (ослабляются) центры активности отрицательных эмоций ("центры наказания") при успешном избегания от болевых воздействий (реакция избегания). То же, например, происходит при выработке у собаки навыка прекращать нежелательные для дрессировщика действия на команду "Фу".

Подкрепление должно применяться своевременно, сразу после произведения нужного действия животным. При низкой вероятности подкрепления навыки вырабатываются медленно и с трудом, но будучи выработаны, медленно угасают, когда подкрепление отменяется полностью. Так как выработка навыка у собаки сопровождается многократным повторением упражнений с интервалами между ними 2 - 5 минут, то постепенно, со временем, начинает снижаться активность в работе собаки в силу действия одних и тех же монотонных раздражителей. Наряду с этим постепенно происходит насыщение животного лакомством, а поэтому снижается активность эмоций голода. Как же упредить эти нежелательные явления?

Для поддержания активности собаки в работе рекомендуется подкрепление (лакомство) применять не после каждого упражнения, а в случайном непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью. Такой режим более эффективен, так как он ведет к активизации аппарата эмоций, выполняющих подкрепляющую роль при формировании условных рефлексов (навыков). Эмоции возникают всякий раз, как только вероятность подкрепления действий оказывается низкой. Лакомство необходимо давать малыми порциями - собака быстрее его съедает и дольше не насыщается. Можно больше проделать упражнений с меньшим количеством лакомства, У сытой собаки навыки не вырабатываются на пищевом подкреплении, ибо отсутствует активность аппарата эмоций, а без эмоций рефлексы не формируются.

Установлено, что при вероятностном подкреплении в 30 процентах случаев выработка некоторых условных рефлексов происходит быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно при данных условиях. Можно для активизации работы собаки увеличить интервал времени между упражнениями или же занятия по дрессировке проводить 2 - 3 раза в течение дня. Можно рекомендовать делать перерывы на занятиях по дрессировке на 20 - 30 минут, что также активизирует выработку навыков.

Отрицательного подкрепления собака может избежать, упредить его путем изменения своего поведения, то есть принять нужную для дрессировщика позу или совершить необходимое действие в ответ на сигнал дрессировщика. Отрицательное подкрепление - это не наказание, это то воздействие, которого собака стремится избегать (реакция избегания) после подачи условного сигнала. Она избегает нажима рукой, рывка поводком, удара хлыстом и т. п. Наказание применяет дрессировщик в форме болевых раздражителей в тот момент, когда собака пытается или уже совершает нежелательные для дрессировщика действия (например, нападает на других животных, берет корм из рук постороннего человека и т. п.).

Собака, как правило, сопротивляется попыткам человека ограничить ее двигательную активность, проявляя рефлекс свободы, как назвал его И. П. Павлов. Это не просто разновидность защитной реакции, а проявление самостоятельной потребности преодолевать препятствия, возникающие в процессе поведения животного, как дополнительный источник активности, направленный на достижение конечного результата в целенаправленном поведении. Например, собака, идущая по запаховому следу человека, может встретить немало препятствий на пути к достижению конечного эффекта. Рефлекс свободы помогает преодолеть их и обеспечить выполнение цели поиска.

Таким образом, рефлекс свободы, как реакция преодоления, возникает в процессе поведения при столкновении с препятствием, которое и является раздражителем этой самостоятельной формы поведения и способствует формированию приспособительных действий животного в процессе решения задачи по удовлетворению какой-либо доминирующей потребности.

Препятствие для собаки является таким же адекватным раздражителем, как корм для пищевого поиска, боль для оборонительной реакции, а новый и неожиданный раздражитель - для ориентировочного рефлекса. "Не будь его (рефлекса свободы),- писал И. П. Павлов,- всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни".

Правильное понимание значимости рефлекса свободы поможет в ходе дрессировки учитывать его проявления и глубже понимать сущность поведения животного, творчески подходить к процессу выработки навыков у него, умело использовать этот рефлекс.

Чтобы готовить собаку к определенной работе, человеку необходимо владеть техникой (мастерством) дрессировки. Действия (приемы) дрессировщика должны быть умелыми, легко и своевременно выполняемыми (доведены до автоматизма). Мастерство дрессировщика проявляется и в том, насколько творчески он подбирает методические приемы с учетом индивидуальных особенностей собаки, поддерживает оптимальный режим упражнений, правильно оценивает ответные реакции животного. Следует помнить, что любой навык формируется быстрее только в том случае, если упражнения по его выработке будут повторяться почти изо дня в день по строго определенной системе, с интервалами по времени в 3 - 5 минут, многократно одно за другим (до 20 и более упражнений в день). В результате такого многократного повторения одних и тех же упражнений в нервной системе животного создается цикличность нервных процессов по конкретным, хорошо проторенным путям и двигательный навык животное начинает совершать легко и четко. Чем больше времени мозг удерживает определенные действия (движения, позу и т. п.) под своим контролем, тем в большей степени совершается переход к прочному запоминанию этих движений, формируется функциональная система. Однако чувство меры при этом важно не терять.

В течение некоторого времени после проделанных упражнений для выработки навыков кратковременна память, ослабляясь, сосуществует с нарастающей долговременной памятью, и в течение определенного времени (минуты, часы) после упражнений идет процесс ее укрепления, если нет помех.

Основным свойством кратковременной памяти считается ее уязвимость к чрезвычайным воздействиям, приводящим к ее нарушениям и потере на предшествующие события. Долговременная память формируется на основе реорганизации межнейронных связей, протекающих в клетках мозга при дрессировке. Если долговременная память упрочилась, она становится устойчивой к чрезвычайным воздействиям. Навык, доведенный до автоматизма, становится прочной привычкой, потребностью и поэтому проявляется у животного по первому сигналу дрессировщика даже в сложной обстановке.

В центральной нервной системе нервные элементы способны к перестройке функциональных свойств под влиянием длительных внешних воздействий (упражнений), что обусловливает приспособительную реакцию навык (условно-рефлекторную память),

Благодаря пластическим перестройкам межнейронных связей возникают новые объединения, взаимосвязанная (системная) деятельность которых лежит в основе врожденных и приобретенных форм целенаправленного поведения.

И. П. Павлов установил, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий (например, определенный режим упражнений при дрессировке) в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов. Он писал, что образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, а по индивидуальности и состоянию животного, с другой. Не меньший, а иногда еще более напряженный труд для нервной системы представляет перестройка сложившегося стереотипа и замена его новым. Процессы, связанные с выработкой, поддержанием стереотипа и нарушений его, субъективно переживаются разнообразными вариациями эмоций как положительных, так и отрицательных, что внешне проявляется в двигательных реакциях животного - отмечаются разнообразные явления в виде трудности, легкости, бодрости, усталости, удовлетворенности (ласкается к хозяину и т. п.), спокойной позы, неудовлетворенности, вялости, агрессивности (угрожающая поза) и т. п. Эмоциональные процессы определяют индивидуальный опыт.

В динамическом стереотипе, то есть в навыке, очень ярко проявляется способность мозга к "программированию" своей деятельности, к опережающему отражению действительности (предвидению). Прошлый опыт позволяет предвосхищать будущее, сигнализируя о возможном приятном или неприятном исходе событий и сокращая поиск лучшего выхода из ситуации (собака избегает опасного для нее раздражителя). Чем прочнее выработаны стереотипы движения (навыки) у собаки, тем надежнее она работает при служебном использовании.

Следует принять за правило: начинать и осуществлять выработку простого навыка надо сразу в полном его объеме, избегая строгого деления на элементы, стадии, периоды и т. п. и четко представляя конечную цель. Этим самым мы уменьшаем количество разнообразных перестроек стереотипа, а значит сокращаем время на его выработку, избегаем лишнего, неэффективного труда самого дрессировщика и облегчаем работу нервной системы животного. Бесспорно, все навыки находятся так или иначе в определенной взаимосвязи и со временем могут образовываться новые комплексы и видоизменяться старые. В этом состоит суть динамичности стереотипов. Однако надо так осуществлять дрессировку, чтобы переделок стереотипов, тем более ненужных, было как можно меньше.

Начинать по частям можно выработку лишь сложных навыков, которые не удается формировать сразу в полном объеме. Сначала вырабатывают более простые элементы и опираясь на них, не затягивая процесс во времени, подключают выработку последующих частей данного навыка, видя в целом общий конечный результат. Например, вначале приучаем собаку брать предмет зубами и держать его, затем поднимать, подносить и отдавать его хозяину по его сигналам.

В дальнейшем, на основе достигнутого вырабатываем навыки выбирать предмет из многих по заданному запаху и далее подключаем выборку человека из группы людей. На этом схематично изложенном примере видно, как идет процесс перестройки и усложнения динамического стереотипа, Сложные навыки как бы вырастают из более простых, которые сочетаются между собой и последовательно присоединяются друг к другу. Если задерживаться на выработке отдельных элементов больше, чем это необходимо, то процесс выработки в целом всего сложного стереотипа затягивается по времени и труднее идет его перестройка. Чем прочнее стереотип, тем он труднее и дольше перестраивается при подключении нового элемента, входящего в сложный навык. Иногда у собаки вырабатывается нежелательный навык, выражающийся в стремлении постоянно держать предмет в пасти. Это мешает выработке новых элементов сложного навыка.

Формирование динамического стереотипа (навыка} весьма затрудняется и удлиняется по времени, если допускается хаотическая, бессистемная дрессировка, когда на одном занятии пытаются вырабатывать сразу несколько навыков. Перескоки с одного навыка на другой затрудняют их выработку, идет процесс торможения одного навыка другим, возникают многократные ненужные перестройки динамических стереотипов. Если возникает необходимость в один и тот же день вырабатывать у собаки еще и другой навык кроме основного, то для этого необходимо другие время и обстановка (место дрессировки). Они являются условно-рефлекторными переключателями в деятельности нервной системы. Можно также сделать перерыв в работе не менее чем на 30 минут. Отсюда возникает настоятельная потребность разработки последовательно-сочетательной системы дрессировки в каждом конкретном случае подготовки собак с конкретными целями.

Выработка каждого нового навыка должна в той или иной степени сочетаться с теми навыками, которые уже выработаны и отдельные элементы которых могут использоваться или даже входить в состав новых навыков. Такое последовательное сочетание ускоряет ход всего процесса дрессировки в целом. Это выражает и естественную взаимосвязь и зависимость всех навыков между собой, динамические стереотипы усложняются в ходе дрессировки, совершенствуются, и навыки становятся прочными привычками.

Взаимовлияние одних навыков на другие и их взаимозависимость и сочетаемость между собой следует четко представлять в ходе подготовки собаки к конкретной службе. Ведь необходимо выработать у животного все общедисциплинарные навыки по разработанной последовательно-сочетательной системе уроков и затем на основе общих навыков последовательно сочетать формирование специальных навыков, делающих собаку пригодной к конкретной работе. Некоторые специальные навыки можно подключать в ходе выработки общедисциплинарных (например, выборку вещи по заданному запаху и др.).

При разработке последовательно-сочетательной системы дрессировки советуем руководствоваться основными положениями, изложенными в сборнике "Клуб служебного собаководства". Выпуск 1988 г. С. 108 - 121. Там же даны и примерные планы - конспекты для проведения занятий.

Приступая к дрессировке собаки, следует ясно видеть всю проблему в целом, определить главную цель дрессировки, четко представлять пути ее достижения, примерное время на весь объем работы и последовательность ее выполнения. Чтобы действовать, надо знать и конкретно программировать весь процесс дрессировки в целом с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовленности как самих дрессировщиков, так и принадлежащих им собак. Для этого можно разработать несколько вариантов последовательно-сочетательной системы дрессировки, рассчитанных на различный уровень подготовленности обучаемых и на подготовку собак разного профиля их служебного применения (караульных, сторожевых, розыскных и др.). В ходе процесса дрессировки при необходимости нужно своевременно вносить коррективы в ранее разработанную систему и конкретизировать ее применительно к реальным условиям и каждого обучаемого в отдельности. Системность и творчество в работе повышают ее эффективность.

М.М.Укроженко, Клуб служебного собаководства - 1991