Воспитание собаки. Дрессировка.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Аппортирование из воды

 

При прогулке в теплое время надо использовать возможности, чтобы приучить собаку к воде и к болоту. Для этого следует зайти самому в воду, бросить поноску и заставлять собаку подавать ее. На мелком месте для этого не повредит и сворка, на которой можно вести собаку, но не следует тянуть ее насильно.

Ни в коем случае нельзя бросить или спихнуть щенка в воду, если он не идет туда сам; нельзя насильно, против воли затягивать щенка в воду, так как после этого он будет бояться воды. Занятия надо начинать на мелком месте и постепенно переходить к глубокому. Надо бросить на глубокое место поноску из заячьей шкуры, кролика или птицы, и, если по команде "аппорт" собака не бросится за ней, то войти самому в воду. Хорошо, если старая собака покажет при этом пример.

Обучая таким образом маленького щенка, хозяин экономит себе большой труд в будущем, привыкает к особенностям своей собаки, щепок сильно привяжется к хозяину и между ними возникнет тесный контакт, совершенно необходимый для успешной охоты.

 

Источник - ОХОТНИК. Всё об охоте.

 ====================================================================================

Аппортирование предметов. Как отучить собаку брать отбросы

 

Если у щенка есть прирожденная склонность к аппортированию, если он склонен носить в пасти разные предметы, надо сразу же развивать эту склонность. Навыки, приобретенные родителями, рабочие качества, любовь к воде могут передаваться потомству по наследству, вот почему в нашу племенную работу допускаются только собаки с хорошими рабочими качествами. Конечно, опытный охотник-натасчик может приучить к стойке и поставить как охотничью собаку любую дворняжку, не потерявшую чутья и не лишенную охотничьей страсти, но у обычного охотника для этого никогда не хватит времени.

Поэтому мы и стараемся вывести собак с прирожденными качествами, необходимыми для охоты, собак, которые рано начинают работать и легки в дрессировке. Вот поэтому при покупке щенка так следят за тем, чтоб все его предки имели рабочие дипломы.

Очень хорошо при игре со щенком заставить его приносить предметы, от которых он чувствует запах хозяина и палки обернутые в заячью, кошачью или кроличью шкуру.

Для этого можно, взяв щенка на сворку, бросить поноску и подойти самому вместе со щенком к поноске, когда щенок ее возьмет, подтянуть к себе щенка на сворке, чтоб он отдал поноску. Мне приходилось работать со щенками, особенно часто встречающимися в породе малых мюнстерлендеров, которые в возрасте 10-12 недель приносили и охотно отдавали все предметы, которые они были в силах носить.

Я хочу еще раз глубоко заглянуть в душу собаки. Как-то мы гуляли вместе с моим знакомым охотником и 5-ти месячным щенком мюнстерлендером по лесу и радовались прекрасным прирожденным задатком этого щенка в области аппортирования. Арно быстро находил и радостно приносил хозяину все предметы, брошенные или спрятанные, даже куриные перья.

Вдруг Арно исчез. Потом он появился из кустов, неся в морде предмет, который очень легко было распознать еще издали по его запаху. Арно бежал весело, его глаза сияли, он ждал похвалы за "находку", такую приятную для него. Мой знакомый совершил грубую ошибку: с криком "фу" он пошел навстречу щенку, и когда малыш, по его первому слову, не бросил предмета, который был для него столь заманчив, знакомый ударил его по морде. Я никогда не забуду взгляда этого щенка, взгляда, полного разочарования и удивления, его шок и брань хозяина. Мой знакомый так и не захотел понять, что Арно - собака и поэтому он не может мыслить, как человек.

Арно не знал вкуса своего хозяина, а руководствовался своим вкусом. Для него же то, что он принес хозяину, - самое аппетитное: очень вкусно, заманчивый запах и можно поиграть. Следовательно, он принес хозяину самое для него дорогое. И за это - удар! Конечно, после этого Арно уже не мог доверять своему хозяину. Арно, как и все малые мюнстерлендеры, был очень впечатлителен. Его хозяин жаловался потом, что Арно убегал от него с поноской или бросал ее, не дойдя до хозяина. Тогда его отдали в парфорсную дрессировку, но и здесь не добились положительного результата. В конце концов, Арно попал в женские руки, как негодный для охоты пес, его очень полюбили, он стал забавой для хозяйки, но не охотничьим псом. К сожалению, таких случаев, когда хозяева портят прекрасных одаренных собак - сотни и тысячи.

А правильно было бы поступить так: не побояться запачкать свои пальцы, взяв поноску, даже в присутствии злорадно улыбающихся зрителей, похвалить при этом щенка: "Хорошо, Арно, Арно умник". Представляю себе протест возмущенных читателей: "На что же это будет похоже, если моя охотничья собака начнет собирать и приносить мне все отбросы, которые она найдет?".

 

В том-то и дело, что не все, а только самые первые. После этого первого случая дело дрессировщика позаботиться о том, чтоб такие вещи собака не брала. Но хозяин сам не должен наказывать собаку, так как наказанием он добился бы того, что собака станет его бояться и не будет приносить ему поноску. Надо создать такие условия, чтоб щенку было неприятно взять отбросы. Неприятность должна исходить от самой вещи в тот момент, когда собака хочет ее взять. Если при этом собаке несколько раз по носу щелкнет ловушка, то она поймет, что брать отбросы - неприятно, зато все остальные предметы будет приносить.

Этот раздел дрессировки является наиболее трудоемким, а также и наиболее неприятным; нельзя бранить и бить собаку после ее возвращения, так как в следующий раз она все равно повторит проступок, не обращая внимания на крики "нельзя", только или же совсем не подойдет к хозяину, или придет, поджавши хвост, прижимаясь к земле вся вывалявшаяся и "душистая". Единственно правильным способом отучения будет тот, при котором неприятность для собаки будет исходить от самих отбросов.

Я уже говорил о способе с ловушками, но он имеет тот недостаток, что собака, благодаря своему тонкому чутью, очень скоро начнет распознавать отбросы, положенные в ловушку, которая готовит ей неприятность, от отбросов без ловушки, которые сохраняют для собаки свою прежнюю привлекательность.

Лучше всего отработать этот прием с помощником, который должен спрятаться за какой-нибудь предмет или куст или влезть на дерево вблизи приготовленных отбросов или тухлятины.

Собака должна идти с хозяином. Когда она отбежит, чтоб схватить отбросы, надо крикнуть "нельзя!", помощник должен бросить в нее звенящую цепь, горсть мелких камешков, две связки ключей или горсть дроби, чтоб вызвать боль и испуг.

Собака вернется к хозяину, который должен ее приласкать и дать лакомство. Через 2-3 часа надо повторить это упражнение в другом месте, потом в третьем; для достижения полного успеха очень важно менять места занятий для того, чтоб собака не думала, что только в одном определенном месте тухлятина доставляет ей неприятности, а во всех остальных - нет. При отработке этого упражнения следует:
- заранее подготовить обстановку занятий, 
- бросить цепь в собаку в тот момент, когда она только причует отбросы и захочет взять их, но еще не успела исполнить это намерение.

Собака ест отбросы не потому, что она "свинья", просто эта потребность передалась ей от предков. В наших условиях содержания необходимо отучить ее от такой привычки хотя бы в целях гигиены: ведь редкий хозяин, любящий свою собаку, обходится без ее "поцелуев".

Существуют мнения, что в кале содержатся вещества, которые необходимы организму собаки и что собака ест его при их нехватке. Но мне самому пришлось наблюдать, что истощенные собаки едят его с меньшей охотой, чем хорошо откормленные. Делали попытки отбить желание есть кал добавкой к корму сыра с очень резким, неприятным запахом, а также давая собаке тухлое мясо, все было безрезультатно. Если дрессировщик сумеет отучить собаку есть кал, то можно считать, что он успешно прошел испытание и с полным правом может считать себя хорошим дрессировщиком.

Для того, чтобы собака поняла, какие предметы нести хозяину, а какие не надо, следует после проведенного занятия с отбросами положить на пути собаки чучело птицы или палку, обернутую шкурой кролика, сказать "аппорт" и за принос и отдачу похвалить и наградить собаку. После этого надо снова провести занятие с отбросами, а через несколько минут с чучелом. К аппортированию вещей, пахнущих хозяином, рекомендуется начинать приучать уже двухмесячного щенка, и это очень легко. Конечно, эти занятия должны проводиться как бы в порядке игры без малейшего элемента принуждения.

 

Источник - ОХОТНИК. Всё об охоте.

==================================================================================

Дpессиpовка лаек

 

В процессе дрессировки лайку приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде; подавать предметы; идти в воду и плавать.

Инвентарь для дрессировки. Для дрессировки лайки требуется следующий инвентарь.

1. Удлиненный веревочный поводок не менее 15-20 м, толщинок 8 мм, с карабином на одном конце и тремя узлами на другом, завязанными на расстоянии 0.75 м один от другого. Карабин служит для прикрепления поводка к ошейнику. Узлы на конце поводка предохраняют его от растрепывания, а так же мешают его скольжению, когда дрессировщик наступает на него. Удлиненный поводок применяется для воздействия на собаку на расстоянии с целью закрепить команды "нельзя", "ко мне" и "рядом".

2. Свисток однотонный роговой или металлический, который носят на шее, на шнуре, и используют для подзыва собаки, когда она находится на большом расстоянии от дрессировщика.

3. Поноски (матерчатая и деревянная), используемые для приучения собаки подавать предметы с суши и с воды.

4. Прутик из лозы длиной 0.75м, необходимый только в момент приучения собаки ходить рядом с дрессировщиком без поводка, а также при отработке команды "нельзя".

5. Сумка для лакомства которую носят на поясном ремне, с левой стороны.

Инвентарь для дрессировки должен всегда содержаться в порядке.

Приучение ходить рядом. Чтобы собака не мешала охотнику во время перехода, а также для сохранения сил собаки ее приучают по команде двигаться рядом с левой стороны как на поводке, так и без поводка. Приучать к этому щенка можно с шестимесячного возраста, после того, как он приучится к ошейнику и к свободному движению на поводке.

Местом для занятий с собакой может служить двор, парк, поле, луг или редкий лес.

Сигналом, чтобы собака находилась у левой ноги дрессировщика служит команда "рядом", которая сопровождается легким похлопыванием левой рукой по бедру.

Приучают собаку двигаться "рядом" следующим порядком. К ошейнику собаки пристегивается обычный поводок и подается команда "рядом", после чего собаку подтягивают поводком так, чтобы ее правая лопатка находилась у левой ноги дрессировщика. Затем дрессировщик начинает двигаться с собакой, ослабляя на ходу поводок.

Если собака выбегает вперед дрессировщик произносит команду "рядом", сопровождая ее легким рывком поводка, возвращая этим собаку к левой ноге. Принятое собакой правильное положение закрепляется лакомством и оглаживанием. Все это производится дрессировщиком в движении, без приостановки.

Вначале движение с собакой производится шагом в прямом направлении или по большому кругу. В дальнейшем прием усложняют тем, что вводят повороты направо, затем налево и впоследствии поворот кругом, который производят через правое плечо.

Приучив собаку ходить рядом на поводке, начинают приучать ее ходить рядом без поводка. Для этого обычный поводок заменяется удлиненным. Если при этом собака выбегает вперед подают команду рядом и сопровождают ее легким ударом прутика по крупу. Когда собака примет правильное положение, ее поощряют.

Убедившись, что собака при выбегании вперед после команды "рядом" и без воздействий поводка или прутика быстро возвращается и занимает правильное положение около левой ноги дрессировщика, поводок выпускают из рук и бросают его на землю. После этого в случаях, когда собака снова выбегает вперед или в сторону, подают команду "рядом" и одновременно с этим наступают левой ногой на поводок, что вызывает рывок. В дальнейшем при четком выполнении команды "рядом" поводок снимают.

Приучение садиться по команде. Для того чтобы удобнее быстрее надеть на собаку ошейник или намордник или снять, их, надо предварительно посадить собаку.

К отработке настоящего приема приступают после приучения собаки ходить рядом на поводке.

Чтобы приучить собаку садиться по команде, применяют один из двух указанных ниже способов.

 

 

 

Первый способ - с помощью лакомства. При этом способе собака должна быть на поводе. Дрессировщик берет в правую руку лакомство, показывает его собаке, произносит команду "сидеть" после чего поднимает руку с лакомством над его головой. Это заставляет собаку поднимать голову и побуждает ее сесть. Положения посадки закрепляется лакомством и оглаживанием.

Второй способ - с помощью нажима на крестец собаки. При этом способе собака также должна быть на поводке. Дрессировщик левой рукой берет поводок на расстоянии 10 15 см от ошейника, произносит команду "сидеть" и движением правой руки осаживает собаку назад, а левой рукой нажимает на ее крестец. Когда собака сядет, дрессировщик, не снимая левой руки с крестца поощряет ее лакомством и оглаживанием.

При попытке собаки встать дрессировщик вновь подает команду "сидеть", сопровождая ее нажимом руки на крестец.

В последующих занятиях выполнение приема усложняют. Собаку постепенно приучают сохранять сидячее положение до 1 мин. При попытках собаки изменить свое положение дрессировщик немедленно повторяет команду "сидеть", за выполнение которой собака поощряется,

После нескольких таких повторений подача команды сидеть при подходе собаки к дрессировщику прекращается, так как у собаки вырабатывается навык самостоятельно садиться перед дрессировщиком.

Приучение к подаче. Приучать собаку подавать предметы можно с пяти-шестимесячного возраста, но обязательно после того, как она приучится к ошейнику, к свободному движению на поводке и подходу к дрессировщику.

Место для занятий вначале должно быть таким, где бы внимание собаки как можно меньше отвлекалось.

Чтобы получить хорошие результаты, собаку на следует часто посылать за поноской, так как этим можно утомить ее и угасить стремление к подаче.

Чтобы приучить собаку к подаче, дрессировщик берет ее на удлиненный поводок и некоторое время играет с ней. Затем показывает собаке мягкую матерчатую поноску, дает команду "подать". После этого легкими ударами поноски вызывает у собаки стремление схватить ее. Уловив это, дрессировщик повторяет команду подать и бросает перед собой поноску на восемь-десять шагов.

 

Собаку, схватившую поноску, дрессировщик задерживает поводком, не допуская при этом рывков; затем укорачивает поводок. Приближает к себе собаку, берется за поноску и произносит команду "дай"; после этого отбирает поноску, а собаку поощряет лакомством и оглаживанием.

Если собака отказывается поднять поноску или выбрасывает ее из пасти, дрессировщик "оживляет" поноску подталкиванием ногой и одновременно дает команду "подать".

В последующих занятиях игра с собакой перед посылом ее за поноской постепенно сокращается, а затем и совершенно прекращается. С момента, когда собака начнет подавать поноску без поддразнивания, необходимо ввести небольшую, вначале пятнадцатисекундную, выдержку между бросанием поноски и посылом за ней собаки. Для этого после броска дрессировщик поводком удерживает собаку, затем подает команду "подать" и освобождает поводок.

Выдержка между броском поноски и посылом за ней собаки постепенно увеличивается до 1 мин. Одновременно с этим постепенно увеличивается и дальность броска поноски.

После того как собака приучится садиться по команде и начнет подавать поноску с выдержкой, т. е. не бросаться вслед за брошенной поноской, необходимо ввести посадку в прием подачи предметов, для этого дрессировщик перед броском поноски и при подходе собаки с поноской подает команду сидеть и требует ее выполнения. Пока собака не выполнит команду "сидеть", он не бросает поноску. Дрессировщик также не отбирает поноску до момента посадки собаки перед ним с поноской в зубах. В дальнейшем легкая матерчатая поноска заменяется деревянной, а непосредственно на охоте - свежеубитой уткой, тетеревом или фазаном. При переходе с матерчатой поноски на деревянную весьма полезно ее обернуть хлопчатобумажной материей чтобы переход к новому предмету сделать менее заметным. В процессе приучения собаки к подаче нельзя произносить команды с угрожающей интонацией, нельзя применять рывки поводком, а также какие-либо принуждения.

Приучение к воде и плаванию. Приучать собаку к воде и плаванию можно с шести-семимесячного возраста, после того, как она привыкнет подавать предметы.

Приучать собаку к воде надо в летний жаркий день на небольшом мелком водоеме, отлогими берегами.

В процессе приучения собаки к воде нельзя допускать каких-либо принуждений, а также кричать или подавать команды с угрожающей интонацией, чтобы не воспитать у собаки нежелательной условной связи - вида воды с получением болевого ощущения (боязни воды).

Чтобы получить собаку войти в воду, используется привычная для нее деревянная поноска. Поноску показывают собаке и с командой "подать" бросают на расстояние не далее 1 м от берега, на мелком месте, где собака могла бы свободно подойти и взять поноску. За каждый принос поноски дрессировщик поощряет собаку лакомством и оглаживанием.

После нескольких подач поноски с мелкого места, убедившись в том, что собака освоилась с водой, идет в водоем охотно и быстро, можно забрасывать поноску на более глубокие места. В результате наступает момент, когда собака, достигнув глубины, теряет почву под ногами, проявляет боязнь, но, видя впереди себя близко плавающую поноску, делает несколько инстинктивных плавательных движений, хватает поноску в зубы и возвращается к дрессировщику.

Послав еще раз собаку за поноской, брошенной на то же место, занятия следует прекратить, а собаке дать возможность побегать и поваляться в траве.

В последующих занятиях с собакой дальность заброса поноски от берега постепенно увеличивают до 25 - 30 м.

Чтобы не переутомить собаку и не снизить ее заинтересованности в подаче поноски из воды, надо в течение одного занятия посылать ее в воду не более трех раз.

ЛЕОНТЬЕВ В.В. "ОХОТНИЧЬЕ СОБАКОВОДСТВО", Санкт-Петербург, 1996

==================================================================================

Дpессиpовка спаниеля

 

Цель дрессировки спаниеля - выработать у него необходимые навыки, облегчающие натаску его и дальнейшее использование на охоте.

В процессе дрессировки спаниеля приучают ходить рядом: садиться после подхода по команде; ложиться по сигналу; подавать предметы; к воде и плаванию; к правильному поиску "челноком".

Инвентарь для дрессировки. Для дрессировки спаниеля требуется следующий инвентарь:

1. Веревочный поводок длиной 15-20 м, толщиной 8 мм, с карабином на одном конце с тремя узлами на другом, завязанными на расстоянии 0,5 м один от другого. Карабин служит для прикрепления поводка к ошейнику. Узлы на конце поводка предохраняют его от растрепывания, а также мешают его скольжению, когда дрессировщик наступает на него. Удлиненный поводок используется для воздействия на собаку на расстоянии с целью закрепить команды "нельзя", "ко мне", "рядом" и "лежать", а также отучить собаку гоняться за птицей после ее подъема.

2. Свисток однотонный роговой или металлический, который носится на шее на шнуре. Он используется для подзыва и укладки собаки, когда она находится на большом расстоянии от дрессировщика.

3. Поноски (матерчатая и деревянная), необходимые для приучения собаки подавать предметы с суши и с воды.

4. Прутик из лозы длиной 0.75 м. Он необходим только в момент приучения собаки ходить рядом с дрессировщиком без поводка, а также при отработке команды "нельзя".

5. Сумка для лакомства, которую носят на поясном ремне с левой стороны.

6. Строгий ошейник, применяющийся очень редко и необходимый только при дрессировке упрямых собак.

Приучение ходить рядом. Цель и техника приучения собаки ходить рядом с дрессировщиком на поводке и без поводка указаны ранее.

Приучение садиться по команде. Приучение собаки садиться по команде около дрессировщика описано выше.

Приучение ложиться по сигналу. Приучить спаниеля быстро и безотказно ложиться по команде или свистку - очень важный и необходимый элемент его послушания, непосредственно влияющий на успех использования собаки этой породы при охоте на птицу.

Четкое выполнение спаниелей сигнала "лежать" дает возможность охотнику уложить его в момент причуивания птицы, чтобы ближе подойти к собаке для более верного выстрела и после этого послать ее поднять птицу на крыло. Помимо этого сигнала "лежать" дает возможность удержать спаниеля от погони за птицей, что предохраняет охотника от случайного выстрела по собаке в момент, когда поднятая ею птица летит низом.

Способы приучения собаки ложиться по сигналу описаны в разделе "Дрессировка легавой".

Приучение к подаче. К спаниелю предъявляется обязательное требование - уметь правильно и безотказно по первой команде охотника подавать убитую дичь как на суше, так и на воде. Каждый породный спаниель обладает врожденной склонностью к подаче. Но это совершенно не означает, что каждый спаниель без дополнительной дрессировки будет аккуратно брать убитую дичь, т.е. не мять ее, всегда безотказно плыть за ней и подавать ее в руки охотника. Вот поэтому и необходимо приучить спаниеля к правильной и безотказной подаче, а не ждать проявления у него этого качества. Чтобы приучить спаниеля к подаче птицы, существует несколько способов.

Учитывая мягкий характер спаниеля, укажем на один из способов, наиболее для него подходящий и вполне доступный начинающему охотнику и молодому дрессировщику. Этот способ описан в разделе дрессировки лайки.

Приучение к воде и плаванию. Каждый спаниель должен четко и безотказно подавать убитую дичь не только с суши но и с воды.

Способы приучения спаниеля к воде и плаванию такие же, как и для лайки.

Приучение к поиску "челноком". При поиске "челноком" или правильном поиске, собака обыскивает участок местности, двигаясь впереди охотника слева направо и справа налево, каждый раз отходя от него на одинаковое расстояние.

 

Нормальным поиском спаниеля считается такой, когда собака отходит от охотника в стороны от 20 до 30 м. Такой поиск дает возможность охотнику достаточно быстро обыскать какой-либо участок местности, а также стрелять из-под собаки каждую поднятую ею птицу

Излишне широкий поиск спаниеля (далее 30 м) является серьезным недостатком, так как большая часть птицы будет поднята собакой вне пределов выстрела охотника.

Узкий поиск спаниеля (ближе 20 м) также является недостатком, так как, обыскивая слишком узкую полосу местности, собака в большинстве случаев будет поднимать только ту птицу, которую охотник мог бы поднять сам, без ее помощи.

Приучать спаниеля к правильному поиску челноком можно после того, как он будет приучен охотно и быстро приносит брошенную поноску.

Приучать собаку к поиску следует на достаточно большом участке, лучше всего на лугу с высокой травой при умеренном ветре.

Приучение к поиску производится следующим порядком. Собаку берут на поводок, выводят на место занятий, где и укладывают ее. Затем отходят от собаки, поноску забрасывают в сторону на двадцать - двадцать пять шагов, после чего возвращаются к собаке и пускают ее для поиска.

Пускать собаку всегда надо с места, находящегося под ветром от поноски; это облегчает собаке поиск и приучает ее пользоваться ветром.

Сначала пускать собаку в поиск следует с расстояния двадцать пять - тридцать шагов от поноски. В дальнейшем его расстояние постепенно увеличивается до ста двадцати пяти - ста пятидесяти шагов.

Перед пуском собака должна быть на коротком поводке около левой ноги. Дрессировщик становится лицом к месту брошенной поноски, поворачивается направо и пройдя два-три шага, подает команды "ищи", "подать" и одновременно с этим бросает поводок на землю. Собака, услышав знакомую ей команду "подать", бросается вперед.

Дрессировщик дает собаке возможность перегнать себя, затем немедленно поворачивает и идет в сторону поноски, внимательно наблюдая за собакой. После того как собака удалится от него на двадцать - двадцать пять шагов, он дает два коротких звука свистком и одновременно с этим подает жест левой рукой для поиска влево, после чего, не останавливаясь, двигается влево от оси движения. Сигнал свистком привлекает внимание собаки, она приостанавливается, смотрит на ведущего, видит, что он уходит от нее, догоняет, а затем и перегоняет его. С этого момента действия дрессировщика повторяются, т.е. собаке дается возможность перегнать дрессировщика, после чего немедленно изменяется путь движения в сторону поноски. Когда собака удалится на двадцать - двадцать пять шагов в сторону от дрессировщика, он подает сигнал свистком, сопровождая это жестом правой руки, и, вновь изменяя направление, начинает двигаться вправо от оси своего движения до момента, когда собака догонит и перегонит его. Так дрессировщик своими поворотами в движении и сигналами (жестами и свистком) побуждает собаку идти в поиске впереди слева направо и справа налево до момента, пока она не найдет поноску.

Когда собака найдет и подаст поноску, ее поощряют лакомством. После нескольких минут отдыха упражнение повторяют не более четырех - пяти раз.

Благодаря повторным занятиям у собаки вырабатывается навык искать впереди идущего охотника, двигаться вправо и влево от него и изменять направление своего движения вначале по его сигналу, а затем и без сигнала. Одновременно с этим у собаки вырабатывается и навык пользоваться во время поиска ветром.

По мере выработки у собаки правильного поиска челноком путь движения дрессировщика делается постепенно более прямым и в конце отработки поиска - прямолинейным. Движение дрессировщика при этом производится медленным шагом. Отработка поиска у собаки идет все время с волочащимся коротким поводком. Это необходимо в дальнейшем, когда приучают собаку во время натаски к поиску с удлиненным поводком.

 

ЛЕОНТЬЕВ В.В. "ОХОТНИЧЬЕ СОБАКОВОДСТВО", Санкт-Петербург, 1996

=================================================================================

Дрессировка легавых собак

 

В процессе дрессировки легавых собак приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде ложиться по сигналу; к правильному поиску "челноком"; к выстрелу.

Инвентарь для дрессировки. Для дрессировки легавой собаки требуется следующий инвентарь:

1. Веревочный поводок длиной 15 - 20 м. Этот удлиненный поводок применяется для воздействия на собаку на расстоянии, чтобы закрепить команды "рядом" и "лежать".

2. Свисток однотонный роговой или металлический. Он используется Для подзыва собаки. Свисток носится на шее.

3. Прутик из лозы длиной 0,75 м, который применяется для воздействия на собаку в момент приучения ее ходить рядом с дрессировщиком без поводка.

4. Сумка для ношения лакомства.

Приучение ходить рядом. Приучение легавой собаки ходить рядом с ведущим на поводке и без поводка производится так, как это указано выше.

Приучение садиться по команде. Приучение легавой собаки садиться после ее подхода к ведущему производится ранее указанным порядком.

Приучение ложиться по сигналу. Приучение легавой собаки ложиться по команде, жесту или свистку является одним из наиболее необходимых приемов, непосредственно влияющих и на успех охоты по птице.

Четкое выполнение сигнала лежать дает возможность уложить собаку после подъема птицы на крыло. Это предупреждает от погони собаки за птицей и гарантирует охотника от случайного выстрела по собаке в тот момент, когда поднятая ею птица летит низом.

Сначала собаку приучают ложиться около дрессировщика только по команде. Для этого дрессировщик, держа собаку на поводке подает команду "лежать". Затеи быстро нагибается и левой рукой нажимает на холку собаки, а правой, Перехватив поводок ближе к ошейнику, делает рывок вниз, чем побуждает собаку принять лежачее положение Когда собака ляжет, дрессировщик удерживает ее в этом положении левой рукой, а правой дает ей лакомство.

Путем повторения этих действий у собаки вырабатывается навык ложиться только по одной команде "лежать", без давления на холку и рывка поводком.

После этого собаку постепенно приучают сохранять лежачее положение, когда дрессировщик отойдет от нее в продолжение 1 - 2 мин. Для этого дрессировщик, положив собаку, еще раз повторяет команду "лежать", а затем отходит от нее на один-два шага вперед. При попытках собаки встать дрессировщик повторяет команду "лежать", сопровождая ее легким рывком поводка вниз.

В последующих занятиях собаку приучают выполнять команды на расстоянии. Для этого собака должна быть на удлиненном поводке. Дрессировщик ловит момент, когда собака во время прогулки будет находиться от него в двух-трех шагах, и подлет команду "лежать". Если собака не выполняет команды, он делает выпад вперед правой ногой и ударяет ладонью правой руки сверху по поводку, побуждая этим ее лечь. Для того чтобы получился рывок, поводок у дрессировщика должен быть в левой руке и слегка натянутым. Каждый раз, как только собака ляжет, дрессировщик должен подойти к ней и поощрить ее. При этом надо следить, чтобы собака не изменяла своего положения до команды "рядом", "гулять" или "ищи".

Расстояние на котором подаются команды, постепенно увеличивают до 15-20 м от собаки (длина удлиненного поводка).

Жестом-сигналом "лежать" является поднятие правой руки вертикально вверх ладонью от себя.

Чтобы приучить собаку ложиться по жесту, дрессировщик каждый раз перед командой "лежать" должен подать соответствующий жест.

Путем повторений у собаки вырабатывается прочный навык ложиться по одному жесту, без словесной команды "лежать".

Чтобы приучить собаку ложиться по свистку, дрессировщик поступает так же, как и во время приучения ложиться по жесту, т.е. каждый раз перед командой "лежать" подает соответствующий сигнал свистком. Путем повторений у собаки вырабатывается такой же прочный навык ложиться только по одному сигналу свистком, не сопровождаемому командой "лежать".

 

 

 

Для выработки быстроты и безотказности в выполнении приема собаку следует как можно чаще тренировать. Для этого целесообразно укладывать ее на прогулках в моменты, когда ее внимание чем-либо отвлечено.

 

На прогулках собака должна быть на удлиненном поводке, чтобы дрессировщик в любой момент мог заставить ее лечь.

После того как собака будет безотказно выполнять этот прием, дрессировщик на занятиях и прогулках опускает поводок из рук, давая этим собаке возможность дальше отходить от него. Дальнейшая тренировка должна проходить на большем расстоянии от дрессировщика и постепенно дойти до 30 м.

После того как у собаки выработается прочный навык быстро и безотказно ложиться по первому сигналу дрессировщика в любой обстановке на расстоянии 30 м, надобность в удлиненном поводке отпадает. На занятиях и прогулках поводок можно отстегивать и проводить тренировку без него.

Приучение к поиску "челноком". Каждая породная легавая собака имеет врожденную наклонность к поиску "челноком". В процессе дрессировки надо только развить эту наклонность, а во время натаски закрепить. Поиск "челноком" - это такой поиск, когда собака обыскивает участок местности, двигаясь впереди охотника слева направо и справа налево, каждый раз отходя от него на одинаковое расстояние.

Такой поиск является наиболее продуктивным, он дает возможность собаке обыскать какой-либо участок местности более тщательно и в наиболее короткий срок.

В зависимости от дальности отхода собаки от охотника вправо и влево определяется ширина поиска, которая зависит от быстроты и легкости хода легавой.

Нормальным по ширине считается такой поиск легавой, когда она отходит от охотника в стороны на 50-100 м.

Приучать собаку к поиску следует на достаточно большом участке, лучше всего на лугу с невысокой травой при умеренном ветре.

Приучение к поиску производится следующим порядком. Собаку берут на поводок, выводят на место занятий, где и укладывают ее.

Затем уходят от собаки и разбрасывают по линии против ветра в приметных местах пять-шесть кусочков лакомства на расстоянии один от другого не ближе двадцати пяти шагов. После этого возвращаются к собаке и пускают ее в поиск. Пускать собаку надо с места, находящегося под ветром от разбросанных кусочков лакомства; это приучает собаку пользоваться ветром.

Перед пуском на коротком поводке ведущий с собакой у левой ноги становится лицом к ветру, поворачивается направо, пройдя два-три шага, подает команду "ищи", и бросает поводок на землю. Дав собаке возможность перегнать себя, немедленно поворачивается и идет против ветра, наблюдая за собакой.

После удаления собаки на 50-100 м вправо от себя дает два коротких звука свистком (сигнал для изменения направления поиска), одновременно с этим подает жест левой рукой для поиска влево и, не останавливаясь, идет влево от направления ветра. Сигнал свистком привлекает внимание собаки, она приостанавливается, смотрит на ведущего, видит, что он уходит от нее, догоняет, а затем и перегоняет его. С этого момента действия ведущего повторяются, т.е. он дает возможность собаке перегнать себя, после чего немедленно поворачивается и идет против ветра. А когда собака удалится на 50-100 м в левую сторону от ведущего, он вновь подает сигнал свистом и жест правой рукой, поворачивается и двигается вправо от направления ветра до момента, когда собака догонит и перегонит. Так ведущий своими поворотами в движении и сигналами (жестами и свистком) побуждает собаку идти в поиске впереди слева направо и справа налево до момента, пока она не найдет кусочек лакомства. Повторные занятия вырабатывают у собаки навык идти против ветра зигзагом, "челноком", вначале изменяя направление своего хода по сигналу ведущего, а затем без сигнала, самостоятельно. Одновременно с этим у собаки вырабатывается и навык пользоваться в поиске ветром.

По мере выработки у собаки правильного поиска "челноком" путь движения ведущего становится постепенно более прямым и в конце отработки поиска - прямолинейными.

Приучение к выстрелу. Все охотничьи собаки, как правило, выстрела не боятся и специального приучения к нему не требуют. Исключение представляют собаки трусливые, тормозные, со слабой нервной системой, весьма болезненно реагирующие на сильные звуковые раздражители.

Такие собаки не могут считаться полноценными для охоты и племенных целей, так как приучить их к безразличному отношению к выстрелу очень трудно. Да и их потомство нередко бывает с такой же слабой нервной системой.

Собак такого типа следует заранее, не менее как за месяц до начала охоты, приучить к выстрелу. Для этого полезно использовать стенд, где производится стрельба по тарелочкам. В начале приучения располагаются с собакой не ближе 150 м от стрелков. После каждого выстрела или дублета собаку оглаживают и дают ей кусочек лакомства. Постепенно, после многократных повторений, у собаки звук выстрела превращается в условный пищевой раздражитель. Поэтому после выстрела собака начинает повиливать хвостиком и тянуться к дрессировщику за лакомством. После этого с собакой начинают приближаться к стрелкам, постепенно сокращая расстояние до двадцати-двадцати пяти шагов.

Чтобы повысить у собаки жадность к лакомству и этим облегчить и ускорить ее приучение к выстрелу, не надо кормить ее перед выходом на стенд.

ЛЕОНТЬЕВ В.В. "ОХОТНИЧЬЕ СОБАКОВОДСТВО", Санкт-Петербург, 1996

====================================================================================

Кое-что о воспитании охотничьих собак

 

Это не инструкция по натаске. Это рассуждение на тему: как раскрыть самые лучшие качества и в собаке и в ее хозяине?

Рискну предположить несколько методов, при помощи которых можно вырастить и воспитать не сломленную духом собаку, а собаку, желающую быть вам полезной и дома, и на охоте. Поверьте, воспитание собаки может быть удовольствием, одним из тех, что приносят удовлетворение в жизни. Вы можете вырастить собаку жизнерадостной, трудолюбивой, полезной и любящей вас.

Проблемы, которые могут возникнуть при воспитании, заключены в хозяине, а не в собаке. Самое лучшее для нее - это добрый, уравновешенный, понимающий хозяин с любовью и терпимостью в сердце. При обучении нужно постараться не ломать ее самоопределения, т.е. состояния, в котором собака по своему выбору может находится или не находится под контролем хозяина. В этом состоянии собака уверена в себе и в своей способности контролировать собственную жизнь и окружающую обстановку. Пример: собака нездорова и у нее нет желания лезть в холодную воду. Нормальный хозяин увидит это и не будет настаивать на своей команде. "Натасчик" же возьмет длинную веревку и помощника. Они привяжут собаку посередине веревки и будут таскать ее с берега на берег, пока она не перестанет сопротивляться и не поплывет сама.

Вы хотите, чтобы на охоте собаку не надо было контролировать, а просто охотиться Вы хотите, чтобы собака была сообразительна и никакая ситуация не могла бы поставить ее в тупик. Ее хорошее поведение, физическое и душевное здоровье зависят от правильного воспитания. Если бы с вами кто-то обращался так, как обычно обращаются с собаками: противоречивые приказы, принуждение, подавление воли, неуважение к вашим правам вы бы дали отпор обидчику, и очень резкий. А щенок не может этого сделать, и вместо открытой борьбы он пачкает пол, грызет вещи, скулит, не давая вам отдохнуть. Имей он свои права в доме, он не стал бы так "мстить". Подобная "месть" - типичное поведение для подавляемых щенков Если собака имеет право на проявление своей воли и самоопределения, она может сделать свой выбор И только тогда собака уверена в себе и своей способности выживать.

У собак очень сильно развито чувство собственности. Если вы дали что-нибудь щенку, то он считает, что это принадлежит ему, оно больше не вые, и вы не можете им распоряжаться. Это и место, где он всегда спит, и игрушки, и, главное, - привилегии Если вы хотя бы раз разрешили щенку посидеть на диване или во время обеда угостили его со стола, это его привилегия, и отныне он всеми доступными ему средствами будет биться за них. Если лишить их щенка потом, он не понимает, почему и начинает "мстить": лает, скулит, грызет мебель Вы подавляете его волю, и он борется за свои привилегии. Если вы разрешали щенку гонять по двору кошек, воробьев и т.д. То в поле остановить такую собаку очень и очень сложно. С этой проблемой постоянно сталкиваются "натасчики". Если вам кто-то сделает подарок, а потом заставит слушать выговоры и подвергать наказаниям за то, что вы неправильно поступаете с подарком, - да вы уничтожите этот подарок и у вас возникнет большой соблазн искусать такого "благодетеля".

Такими разрешениями и запретами, подкрепленными побоями, можно довести собаку до полной апатии, но зато вы будете полностью "контролировать" ее. Дрессируйте - и получите бездушный автомат. Но это будет уже не охотничья собака. Ведь чутье собаки - не только слух, зрение, обоняние, - это еще способность анализировать, что она слышит, видит и чувствует. С каждым болезненным ударом, с каждой потерей привилегий, способность анализировать уменьшается, и это надо, себе четко представлять. Наказания портят чутье у собак. И это на всю жизнь. У собаки может быть прекрасное обоняние ("чувствует за версту"), великолепное зрение или слух, но в поле она совершенно беспомощна. И это еще больше раздражает "дрессировщика". Он снова применяет наказание, и собака становится бесполезной, а к тому же вороватой, подлой, злобной и агрессивной со слабыми, на улице и дома.

Собака очень давно живет вместе с человеком и у нее есть какая-то связь с ним на ментальном уровне. Если хозяин печален, собака чувствует это и по-своему стремится утешить его. Если хозяин нервничает, что часто бывает на полевых испытаниях, то даже опытная, рабочая собака может допускать элементарные ошибки. Ее разум взбудоражен, она может прозевать команду или пройти мимо дичи, не проявив чутья, чего на охоте не случилось бы с ней никогда. Некоторые владельцы собак замечают это и просят экспертов разрешить им взять на испытания незаряженное ружье, Но эта хитрость не всегда помогает. Просто успокойтесь, вспомните, как вы себя чувствовали на охоте. Собака чувствует состояние, в котором находится человек. Вы замечали собака мигом определяет человека, боящегося или ненавидящего собак, но так же быстро она распознает любителей собак.

Собака любит своего хозяина, хочет угодить ему и только жестокое обращение может сделать ее злой или глупой. Поэтому мне не нравится слово "натаска", применяемое легашатниками и спаниелистами, пришедшее к нам, скорее всего, из Германии ("воспитание" в немецком языке имеет основу глагол "тащить") вместо "нагонки", "приездки", "притравки", что всегда бытовало на Руси. В слове "натаска" - насилие.

Воспитывая щенка, нужно избегать "натаскивания" и подавления. Щенки лучше обучаются во время игры, все схватывая налету. Изначальна щенок болев общителен и дружелюбен, чем вы. У него сильнее развита "ментальная" связь с вами. Если во время игры он сделает что-то правильно, просто обрадуйтесь этому, и щенок это поймет. Он станет повторять это действие вновь для того, чтобы доставить хозяину радость, и будет делать так, пока это занятие не надоест вам. Хвалите и ласкайте его, не бойтесь "переборщить", - собаку этим не испортишь. Обрадоваться - это не значит давать щенку подачку эта просто испытать чувство удовольствия и внутреннего удовлетворения.

Постоянные одергивания и запреты хозяина довольно часто приводят к бунту. Подавление бунта с применением насилия, - это натаска. Натаскивайте и подавляйте щенка, - и вы потеряете его любовь. Например, позвольте щенку залезть к вам на руки, и он будет сидеть на руках очень довольный, пытаясь лизнуть вас в лицо. А теперь обхватит его и заставьте сидеть на месте, даже если он не пытается уйти. Он сразу начнет выворачиваться и даже пытаться вас укусить. Он станет бороться с вами, он рассердится, заскулит. А теперь вспомните: прежде чем вы попытались удержать его, он прижимался к вам и у него было прекрасное игривое настроение. Другой пример. Слепой щенок, неделя отроду, нуждается в подкормке. Хозяин, взяв его в руки, пытается открыть ему рот и сунуть туда соску с молоком. Щенок сопротивляется из всех сил, и у хозяина ничего не выходит. Пока он раздумывал, что делать, заметил, что щенок причуял молоко и тянется к нему. И только хозяин придвинул бутылочку, щенок вцепился в соску и деловито зачмокал.

 

 

В собаке, которую ограничивают, понукают, управляют, заложено сильное беспокойство. С одной стороны, хозяин необходим ей, чтобы выжить: он кормит, ласкает, предоставляет крышу над головой, и она любит его. Но с другой стороны, тот же хозяин препятствует ее самоопределению, а значит, выживанию Все ее существование и жизнь зависят от того, имеет ли она право принимать решения относительно своих действий, игрушек и себя самой. Многие хозяева пытаются нарушить это право, ошибочно полагая, что неразумный щенок так ничему и не научится, если его не натаскивать". Поэтому хозяин становится "врагом", которого приходится избегать, игнорировать, хитрить и воевать с ним.

Сколько терпения и силы воли требуется хозяину, чтобы не изливать на собаку поток указаний и запретов. Как трудно "царю зверей" отказать себе в праве распоряжаться собачьим временем и пространством. Но так придется поступить, если вы хотите, чтобы ваш щенок вырос в настоящую охотничью собаку - партнера по охоте, и был счастлив, здоров и умен.

Собака чувствует себя уверенной и компетентной только до тех пор, пока у нее есть возможность отдавить больше, чем она получает от хозяина. Вспомните о несчастных, издерганных созданиях, проводящих свою жизнь на "диванах". Собаки не доверяет таким "благодетелям" и изводят их своими причудами Вы должны позволять щенку быть полезным своей стае, позволять вносить свой вклад даже если иногда это и дохлая крыса. Он должен сам решать, какой вклад он внесет. Если он что-то сделал под вашим нажимом, это нельзя считать его вкладом.

Щенок принимает посильное участие в вашей жизни. Сначала он дурачится и кувыркается перед вами, чтобы вызвать вашу улыбку. Став постарше, он несет вам свою добычу, пытается понять, что же вы от него хотите. Если вы не принимаете его вклад, он начинает беспокоиться, начинает странно себя вести. Вы ругаете и наказываете его - и он становится бесполезным.

Очень важный компонент воспитания - общение. Каким образом ваша собака может узнать о том, как быть полезной хозяину, какой вклад ждет от нее ее стая. Ведь собаки - стайные животные. Стая имеет общую цель - сообща выживать и продвигаться вперед. Щенок, которому не позволяют вносить свой вклад или как-то ограничивают (пусть подрастет!), становится чужим в стае и тогда он начинает противостоять ей или находит себе другую стаю. Играя и занимаясь с ним, хозяин легко может познакомить щенка с нужными командами. Продолжая игры дома и на прогулке, эти команды закрепляются намертво. Собаки очень чутки к интонации - пользуйтесь этим и не забывайте о "ментальной связи". Не надо хмурить брови и делать вид, что сердитесь. Надо по-настоящему рассердиться - собака четко улавливает разницу, Общайтесь таким образом как можно больше. Собаки вольерного содержания, с которыми мало общаются и выпускают только для охоты, сильно проигрывают собакам, у которых было много подобного общения и у которых есть прочная связь с хозяином. Особенно сильна эта связь, когда и у собаки, и у хозяина общая цель - охота!

Поведение собак резко меняется: для нее теперь "свет в окошке" уже не супруга хозяина, которая кормит, а только тот человек, с которым отныне есть общая цель. Супруга разочарована и раздосадована. Однако горевать нечего. Женщины! Проникнитесь той же целью и вы будете с радостью приняты в стаю. Для чего же в конце концов была рождена ваша собака! Этот стимул до того мощен, что часто недостатки и огрехи воспитания, и даже отчуждение вследствие "натаски", бледнеют в свете этого чувства. Чувства сопричастности к общей цели. И если ваша собака не забита до состояния апатии и не превращена отсутствием общения в дебила, если она не находится с вами в состоянии антагонизма, - вы увидите расцвет всех ее способностей, щедро отпущенных ей природой. Сама, по своей воле, изо всех сил она начнет вносить всю свою энергию, сообразительность и страсть, чтобы доставить вам еще более полное удовлетворение.

Собаки нуждаются в защищенности. Частью защищенности является понимание. А что может быть понятнее неизменных норм поведения? То, что можно было делать вчера, можно и сегодня. То, что противозаконно сегодня, не сможет сойти с рук и завтра.

Вы для щенка - "вожак стаи", и у вас есть свои права. Вы можете применить силу, защищая свои права, не забывая при этом, что щенок владеет своими правами и привилегиями, может вносить свой вклад и работать для вас. Хозяин имеет свои права, - и собака должна это знать. По мере взросления она пытается изменить свой социальный статус в стае. Будьте внимательны и не позволяйте собаке владеть вами! У собаки есть обязанности по отношению к вам: она должна иметь возможность работать в поле для вас по-настоящему.

Вам нужно запастись терпением, чтобы позволить собаке вначале несколько "неряшливую" работу: опыт, а не ваши указания обучит ее работать как следует.

Собака чувствует себя хорошо и наслаждается потому, что ею не владеют! Вы не могли бы насладиться жизнью, если бы вас пасли, как овцу, если бы вы были чьей-то собственностью, рабом. Вы бы взбунтовались. И если бы ваш бунт был подавлен, вы стали бы вредителем. Вот в кого, в конце концов, вы превращаете собаку, если обращаетесь с ней, как с вещью - управляете ею и контролируете ее. Для собаки мир куда ярче, ее чувства острей, чем ваши, - и не надо их притуплять!

 

Как же в таком случае, не используя силу, сделать так, чтобы собака выполняла определенные действия. Если вы будете заставлять собаку что-то делать, например ходить челноком, то ее способность находить дичь от этого не улучшится.

Приведите собаку в поле, дайте ей побегать и порезвиться, познакомиться с новыми запахами. Наигравшись, она сама решит, какой из новых запахов ей интересен. Я думаю, немногие удивятся, обнаружив, что это окажется запах дичи. Принимайте горячее участие в этом новом и интересном для нее деле, радуйтесь успехам, помогайте ей искать дичь. Очень скоро она поймет, что сделать это ей помогают ваши указания. Поймет, как можно пользоваться ветром. Она быстро сообразит, что перемещение челноком очень удобно для поиска и будет в дальнейшем использовать его в своем арсенале приемов. Никто не становился на пути ее желания искать дичь. Никто не заставлял ее заниматься "скучным челноком" вместо поиска дичи. Поиск дичи - цель, челнок - средство, хозяин не тиран. Хозяин - помощник в достижении цели. И цель оказывается у них с хозяином общая. С точки зрения обучения это очень интересный момент.

Собака позволит вам забрать у нее сладкую кость или сбитую выстрелом дичь при условии, что вы делаете это изящно и учитываете ее желания. Способ сделать из собаки жадину, - заставлять отдавать это против ее воли. Некоторые хозяева не интересуются желаниями собаки и получают испорченное существо, которое убегает с дичью и пытается ее сожрать или спрятать. Научите щенка команде "Подай!", когда она таскает вам всякую ерунду: палочки, тряпки. Для закрепления команды используйте крыло птицы или пазанки зайца. А собака любой породы способна научиться подавать хорошо.

Щенок в поле интересуется новыми запахами: чем же это оттуда пахнет? Тут появляется "натасчик" и угрозами, приказами, пинками заставляет ходить его челноком. В конце концов, он вырастет, одержимый желанием иметь свободу выбора. Ему надо все делать по-своему, у него появляется склонность упорно настаивать на своей правоте. Он работает на себя, игнорируя хозяина, и, собственно, его успехи на охоте будут невелики.

Кобели, как правило, обладают большим самоопределением и силой воли, их труднее сломать. И в "натаске" считаются менее послушными и гибкими, чем суки. При нашем методе такого различия нет.

Вы работаете с собакой и подаете команду. Она не хочет ее выполнять, и вы достаете "конфетку", уговаривая, соблазняя, задабривая. И тогда она делает вам одолжение и выполняет команду. На самом деле этот метод не работает. Сытая или занятая интересным делом собака в следующий раз проигнорирует вас.

Однако используя общение, игры, терпение, вы можете добиться в конце концов выполнения команды, но только если между вами достаточно любви, согласия и общения.

Поиграв и подурачившись, используя уже отработанные команды, вы снова подаете ту же команду, - и щенок выполняет ее. Он должен понять, что команды не подавляют его, что они - часть общения, и он с радостью, добровольно подчиниться им, чтобы доставить вам радость.

Просто позволять собакам делать, что они хотят, не вмешиваясь, и не контролировать их, - неправильный подход. Поэтому такие собаки не имеют настоящего контакта с хозяином, не работают, не тренируются и не узнают новое. Они и в старости будут вести себя, как взбалмошные щенки. Чтобы преодолеть это, требуется хорошее общение, а не побои, уговоры или подачки. Здесь нет необходимости применять силу. Установите общение, и вслед за общением следует контроль. Например, спаниель - подружейная собака. Она не должна уходить дальше 20-30 метров, но она также не должна путаться под ногами. На прогулке во дворе дайте щенку волю, пусть он бегает где хочет и как хочет. Но как только он, увлекшись игрой с соседской собакой, ушел на 20-30 метров, резко свистните; щенок, если он привык к этому свисту, прекратит игру и посмотрит на вас. Вы, показывая рукой в противоположном направлении от щенка, начинаете уходить от него быстрым шагом. Он бросает игру и бежит за вами - если между вами достаточно любви. Пробегая мимо вас в том же направлении, куда вы показываете рукой, он привыкает ходить по направлению руки. Если вы делаете это всегда, когда он уходит на такое расстояние, он привыкает к этому расстоянию и сам контролирует его на охоте. Он не ходит на прогулке на поводке и не привыкает путаться под ногами. И он каждый раз, пробегая мимо вас, слышит: "Молодец, умница, ай как хорошо!" и чувствует вашу радость. Вот - настоящее общение и правильный контроль!

А если вы упустите контроль в самом начале воспитания щенка, то он, ждущий от вас общения, указаний и руководства, будет обманут. Он будет считать, что он вам не нужен, будет печален или буен.

Собаки разных пород по-разному взрослеют и начинают интересоваться работой в разное время. Но это не значит, что надо выжидать определенный срок, прежде чем выводить собаку в поле, лес. Начинать надо как можно раньше, конечно же, соизмеряя физические силы щенка и нагрузки. И ради Бога, не путайте вывод собаки в лес с собиранием ягод или грибов. Помните - общение и контроль. Ведь щенячий возраст - самый важный и продуктивный период для воспитания вашей собаки.

Эти несколько методов образуют систему воспитания. Для того, чтобы эта система работала всегда и с любой собакой, ее надо применять целиком. Нет смысла брать из нее отдельные методы или разбавлять ее приемами "натаски" и "дрессировки", а потом жаловаться, что система не работает. Здесь так: либо все, либо ничего!

 

Игорь КВЯТКОВСКИЙ, Журнал "Охота" 1997 - 9 

===================================================================================