Методы обучения и поощрения щенка

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Еда

Кормление щенка можно использовать для формирования связи с ним. Собака должна осознать, что вы – источник пищи для нее. Поэтому первые недели кормите щенка только лично, причем можно даже с рук – чтобы приучить к кличке, научить обращать внимание на вас как на хозяина, а также для того, чтобы объяснить собаке значение маркера поведения. Сперва научите собаку узнавать свою кличку – проговаривайте ее, перед тем как дать очередной кусочек. Сделайте так около десяти раз в начале каждого кормления. Затем, называя кличку щенка, дождитесь момента, когда он посмотрит на вас, и только потом дайте пищу. Ваша цель – не выработка длительной концентрации внимания, а привычка щенка чаще смотреть на вас – поэтому будет вполне достаточно одной или двух секунд. То, что собака будет видеть в вас источник всего хорошего в ее жизни – залог успеха ее выступлений в будущем.



Выше упоминался маркер поведения. Что это такое? Это установленный вами сигнал, сообщающий собаке, что она все правильно делает. Таким условным сигналом может стать любое слово и любой звук. Он должен быть уникальным и использоваться только в этом качестве. Многие в качестве маркера поведения используют специальное устройство – кликер, издающее щелкающий звук. Давая собаке пищу из рук, вы можете приучить ее к такому особому звуку или слову маркера поведения, используя этот звук или слово непосредственно перед тем как дать щенку очередной кусочек. Покормили, щелкнули, покормили, щелкнули… Если используете в качестве маркера слово – замените щелчок им. Учтите, что произносить слово-маркер необходимо одинаково (громкость, интонация и тон) и использовать его только в определенном контексте. Будет замечательно, если вы приучите свою собаку и к маркеру-кликеру и к маркеру-слову (правда, делайте это постепенно, не используйте разные маркеры на одном занятии), потому что в этом случае у вас будет два инструмента для дрессировки. Обычно после десяти повторов щенок уясняет связь между маркером и лакомством.



Наблюдайте за щенком и применяйте маркер тогда, когда он делает то, что вам нужно. Старайтесь применять маркер немедленно, сразу же после совершения необходимого действия, а затем поощряйте щенка лакомством и похвалой. Правда, иногда лакомство можно подзадержать. Например, ваш щенок сидит и внимательно смотрит на вас. Ваши действия: маркер (слово или звук), фиксация действия (щенок продолжает сидеть), поощрение лакомством. В результате таких действий возрастает вероятность повторения их в будущем.



Игрушки и игры

Наверное, нет таких щенков, которые бы не любили игры и игрушки. По природе своей они просто обожают что-то жевать, тянуть, рвать и на что-то «охотиться». Это необходимо использовать – ведь собак, которых можно мотивировать игрой и игрушкой, гораздо легче контролировать и дрессировать. Очень полезно хвалить щенка за игру с подходящими предметами, особенно в том случае, если вы собираетесь в будущем участвовать со своей собакой в спортивных выступлениях.



Как можно использовать игрушки?

- Для того, чтобы отвлечь или занять щенка на долгое время. Если собачка «ищет приключений на свой маленький хвостик», используйте ее энергию в мирных целях, займите щенка игрушкой, набитой чем-то вкусненьким (например, сыром или арахисом). Это прекрасный способ «выиграть время» для себя, своих дел и целей – вы свободны, пока щенок будет спокойно лежать и грызть «вкусную» игрушку.

- Вы можете заменить подходящими и безопасными игрушками совсем неподходящие для этих целей, а иногда и откровенно опасные для здоровья животного предметы, которые щенки выбирают для игр: ваши тапочки, подушки, книги и прочее.



Если ваша собака будет участвовать в спортивных соревнованиях (по послушанию, аджилити, флайболу), всегда поощряйте в ней стремление «охотиться» за «убегающим» предметом и приносить его вам. Вообще бег и апортировка – интересное упражнение для любой собаки, но бывают такие экземпляры, которые не видят особого смысла в этом процессе. В таком случае вам придется постараться, чтобы найти интересную игрушку для вашего щенка, «достойную», с его точки зрения, погони. Поощрить собаку к апортировке можно также лакомством – покажите его щенку и бросьте вкусный шарик (удобная форма, легче катится), произнеся «Апорт!» «Убегающий» кусочек наверняка заинтересует собаку, она догонит его и съест. Затем бросьте лакомство в другую сторону, не забывая о команде. Почаще повторяйте такие упражнения, в конце концов, щенок уяснит правила игры и будет воспринимать команду «Апорт!» с энтузиазмом. После этого вы можете использовать в качестве бросаемого предмета не лакомство, а игрушку.



В специальной литературе написано много отрицательного об игре, которую условно можно назвать «перетягиванием каната». Такие игры, конечно, могут быть потенциально опасны, если собака крупная, сильная и демонстрирует доминантное поведение. Тем не менее, при соблюдении некоторых рекомендаций, «перетягивания каната» могут быть веселы и полезны, а также стать отличным способом поощрения желательных действий. При этом важно научить собаку команде «Брось!» Делайте так: когда она тянет, поднесите к носу собаки лакомство, она непременно откроет рот, желая съесть вкусненькое, а вы в этот момент используйте маркер поведения и отдайте лакомство. Когда щенок начнет постоянно отпускать перетягиваемую игрушку, «меняя» ее на лакомство, начинайте использовать в этот момент команду «Брось!» непосредственно в тот момент, когда подносите лакомство к собачьему носу.



Вообще игры и игрушки – это замечательное средство для подкрепления, ими даже можно заменить лакомство, даваемое после словесного маркера или щелчка кликера в качестве поощрения. Варьирование типа поощрения и подкрепления следует начинать, пока ваша собака еще щенок. Учтите, что игра, используемая как поощрение, должна и начинаться, и заканчиваться очень быстро – например, если вы добились того, что щенок лег по команде, щелкните, достаньте канатик и перетягивайте его 15 секунд, а затем уберите игрушку и продолжайте ваши тренировки.